• Нина Жильцова
    Автор
  • Валерия Оганова
    Редактор

Вязь русской души

Каллиграфия (с греч. переводится как «красивое письмо») для многих
в России ассоциируется с Востоком и иероглифами: тягучей и утонченной арабской письменностью или живописной китайской. Однако наше древнерусское лигатурное письмо— не менее удивительно и ценно.


Сегодня все больше людей открывают для себя забытый в России вид искусства, бережно возрождают его и даже удачно вписывают
в городской ландшафт. О развитии вязи в России нам расскажет каллиграф, основатель школы древнерусской каллиграфии «Горлица»
Нина Жильцова.
Передача духовного огня

Русская вязь — это тип древнего декоративного кириллического письма, в котором буквы переплетаются между собой в сложный орнамент. Переплетение, соединение двух и более букв в один орнамент называется лигатурой. Само явление лигатуры не уникально. Мы встречаем этот прием и в древнем уставе, и в полууставе, и позже в скорописи. Но именно в вязи оно становится отличительной чертой, характерным художественным приемом.

Вязь – это заголовочное письмо. И если рассматривать лигатуру с прагматической точки зрения, она нужна для экономии места. Как тетрис, как конструктор лего, книгописец собирает в заголовок буквы и слова. Но любое искусство невольно отражает и свою эпоху, и душу своего времени, и нечто неуловимое, что можно почувствовать только духом.

Поиск красоты, гармонии, глубины очень характерен для русской души. Русскому человеку всегда было мало материального, он стремился к небу, Богу, истине. Наш кириллический алфавит в принципе был создан для общения с Богом, для передачи духовных знаний. Когда рассматриваешь красные киноварные заголовки древних книг, эти сложные и порой причудливые переплетения вязи будто отражают тот духовный поиск, отпечатывают невещественную красоту души наших предков.

Фото из книги М.А. Максимова «Буквица и вязь русского кириллического письма XVIII-XIX вв. Выг, Стародубье – Ветка, Гуслицы»
Автор: Нина Жильцова, каллиграф и основатель школы древнерусской каллиграфии «Горлица»
Исторические переплетения

Изначально орнаментальная вязь появляется в Византии в середине XI века. На Руси этот вид письма начинает развиваться в XIV в., а в XV в. обретает большую популярность в основных центрах русской письменности: в Троице-Сергиевой лавре, Новгороде, Пскове, Твери, Москве. Причем в славянских землях вязь достигла даже большего расцвета, чем в Византии, потому что буквы кириллицы имеют больше возможных конструктивных переплетений, чем греческие.

В конце XV в. вязь становится наиболее употребляемым видом письма на Руси и повсеместно украшает рукописи. И даже после изобретения книгопечатания шрифты вязи и полуустава остаются приближенными к рукописному варианту.

Шрифтовая и алфавитная реформа Петра I изменила русскую азбуку и привела к введению гражданского шрифта, по форме подражавшего латинской антикве. Произошла стандартизация кириллицы с целью упрощения печатания светских книг, научной литературы и других изданий. Традиционные виды русского письма – устав, полуустав, скоропись и вязь, которые сформировались к XVIII в., – были вытеснены в церковную среду.

Старообрядческое наследие

Вязь была хранима в разные исторические эпохи. Очень важную роль в сохранении художественного рукописного наследия вязи сыграли в раскольническое время и после него старообрядцы. Стремясь сохранить и передать потомкам свою веру, они оставили очень много рукописей. Например, уникальные орнаменты и вязь Выга. Выговская пустынь взяла свое название от протекающей здесь реки Выг и находилась к северо-востоку от Онежского озера. Сейчас это территория современной Карелии.

Как на болотах, в непроходимых лесах, при отсутствии поселений, бежавшие старообрядцы смогли не только выжить, но и организовать впоследствии там уникальный культурный письменный центр — не укладывается в голове. Но благодаря их труду это наследие мы можем исследовать сегодня.

Выговская вязь остается актуальной для многих каллиграфов и дизайнеров ввиду своей простоты формы мачт и одновременно красоты и разнообразия художественных возможностей. Причем на тот момент на Выгу книгописцы выработали свой уникальный художественный стиль, то есть были новаторами.

Фото из книги М.А. Максимова «Буквица и вязь русского кириллического письма XVIII-XIX вв. Выг, Стародубье – Ветка, Гуслицы»
Фото из книги М.А. Максимова «Буквица и вязь русского кириллического письма XVIII-XIX вв. Выг, Стародубье – Ветка, Гуслицы»
Фото из книги М.А. Максимова «Буквица и вязь русского кириллического письма XVIII-XIX вв. Выг, Стародубье – Ветка, Гуслицы»
Возвращение к истокам

Вопрос возвращения к допетровским традициям, в том числе письменности, зародился еще в конце XIX – начала XX вв. И сегодня мы видим тенденцию возвращения к художественному наследию Древней Руси. Особенно современные художники и дизайнеры полюбили русскую вязь: она снова развивается, трансформируется, наполняется новыми смыслами.

Русское авторское письмо также возвращается в лоно современного христианского искусства. Ведь оно всегда было неотъемлемой его частью. В каждом музее церковного искусства вы непременно найдете богато украшенные рукописные книги.

Сегодня тема русского культурного кода испытывает колоссальный подъем. Художники не просто копируют старое, но и привносят новое, вплетая свое современное видение. Возрождаются исконно русские ремесла, ручное ткачество, вышивка, росписи. Тема Древней Руси возникает и в одежде, и в украшениях, и в посуде, и в других предметах быта.

Каллиграфия занимает здесь особое место, потому что позволяет проникнуть в самую глубину нашего культурного кода, буквально окунуться в менталитет наших предков. Ведь каллиграфия – это работа со словом, со смыслом. Словом, как знают православные христиане, мы называем самого Христа. И в начале было Слово.


Красота спасет мир

Культура и традиции, вера – это то, что отличает народ от населения. Роль сохранения нашего художественного культурного наследия невозможно переоценить. Вязь — это «открытка» русской души. В ней таится наша загадочность, многосложность и стремление к духовному богатству и красоте.



СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ СВЕТЛИЦА (SVETLICA)

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР ЭЛ № ФС77-85755


ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР) 22.08.2023 0+

ЛЮБОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РЕДАКЦИИ ВОСПРЕЩАЕТСЯ
МЕНЮ
Made on
Tilda