• Валерия Оганова
    Автор
РУССКИЕ СКАЗКИ БИЛИБИНА
«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана...»

Эти слова из «Сказки о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина воскрешают в наших умах образ сказочного острова, изображенного в работах удивительного живописца и графика Ивана Яковлевича Билибина, который родился 16 августа 1876 года и оставил неповторимый след в русской культуре и живописи.

Как вспоминал художник, еще с раннего детства у него была тяга к живописи. Иван Билибин окончил Первую классическую гимназию, учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Во время учебы побывал в Европе, в том числе в Италии и Швейцарии; в Мюнхене посещал мастерскую художника Антона Ашбе, а по возвращению в Санкт-Петербург поступил в школу княгини Марии Тенишевой, где обучался под руководством Ильи Репина до 1900 года, будучи также вольнослушателем в Академии художеств.
Иллюстрации: 1 - Святые Борис и Глеб в лодке; 2 - Сказка о Золотой рыбке; 3 - Марья Моревна.
Знаменательным годом для творчества стал 1899 год, когда Билибин посетил выставку художника Виктора Васнецова. Особенно его поразила картина «Богатыри». Там же были представлены эскизы костюмов и декораций к опере «Снегурочка» Римского-Корсакова. Можно смело утверждать, что именно работы Васнецова вдохновили Ивана Билибина заинтересоваться русской стариной и народным искусством. Позднее он вспоминал: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа…». После выставки художник посетил Тверскую область, Новгород и впервые приехал в Москву, эти поездки дали ему возможность познакомиться с бытом русской деревни, нарядной архитектурой и самобытностью старинных русских городов, в это время он пишет первые акварельные рисунки на сюжеты русских сказок.

Первые иллюстрации Билибина появились в шести книгах: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» и в двух сказках в одной книге - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Белая уточка». Составителем сборника стал знаменитый фольклорист и собиратель русских сказок Александр Афанасьев.

В начале ХХ века Билибин вступил в объединение художников «Мир искусства» — художественное объединение молодых художников, стремившихся к полной свободе творчества. Продолжая изучать народное творчество, Иван Билибин отправляется в поездки по Русскому Северу. С 1902 по 1904 годы он посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую, губернии, собирает коллекцию произведений народных ремесел (которая частично вошла в собрание Русского музея). Билибин зарисовывал, фотографировал, писал статьи, посвященные народному искусству. Свое вдохновение он черпал в былинах и преданиях Древней Руси; в итоге технику рисунка художник нашел в русском традиционном орнаменте, вышивке, лубке и старинных иконах. По итогу поездок по русскому северу Билибин создал иллюстрации к былине «Вольга», к сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане». Свой стиль он описывал как «древнерусский (народные картины и старые лубочные сказки, только облагороженные)». При оформлении книги, художник разрабатывал целый ансамбль графических решений – от обложки и буквиц до финальной иллюстрации, изображающей «конец сказки», таким образом создавая цельный и законченный образ.
Иллюстрации: 4 - Илья Муромец и Соловей-Разбойник; 5 - Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну; 6 - Иван-царевич и Жар-птица.
Примечательный факт — Иван Яковлевич писал в день только пять квадратных сантиметров, ни больше, ни меньше, что поражало его коллег и друзей. Сначала художник делал эскиз, переносил его на кальку, дополняя деталями, а затем переводил контуры рисунка на лист ватмана, используя остро подрезанную кисть вместо пера, следуя принципам уважаемого им художника, англичанина Обри Бердслея.

Хотели бы поделиться с вами фрагментом из статьи Ивана Билибина «Народное творчество Севера», опубликованной в 12-й номере журнала «Мир Искусства» в 1904 году, где он рассуждает о значении народной культуры и искусства. Слова художника кажутся актуальными и сейчас, в ХХI веке.

— И нам, ревнителям искусства, остается только собрать бережно то, что осталось от прежнего народного творчества и доказать, что эти скинутые сарафаны и брошенное рукоделье ни в чем не виноваты, что не от них жилось так плохо, что народное творчество — душа народа и его сила и гордость, что оно не раз спасало и объединяло народ, когда, казалось, он бывал в предсмертной агонии, что оно не есть орудие консерватизма, застоя и регресса и что будет время, когда народ, не всей бессознательной массой, а в лице отдельных сознательных, свободных и культурных лиц вернется и скажет: «верните нам наши песни, верните нам наши узоры!»
Иллюстрации: 7 - Царь Салтан и Бабариха; 8 - Вольга и Микула; 9 - Царица Милитриса.

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ СВЕТЛИЦА (SVETLICA)

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР ЭЛ № ФС77-85755


ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР) 22.08.2023 0+

ЛЮБОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РЕДАКЦИИ ВОСПРЕЩАЕТСЯ
МЕНЮ
Made on
Tilda