Интересует поиск купеческого сословия и казаков. Читала, что раньше были списки купцов, которые подавали в гильдии, но нигде не могу ничего подобного найти. Даже если и ошибаюсь, то хотелось бы знать, что ошибаюсь, как говорится.
В прошлой статье мы раскрыли нюансы поиска мещанского и купеческого сословия, в этой «Светлица» и «История тебя» рассказывают про особенности поиска казаков.
Казачество — не совсем сословие
Казачество не было сословием в классическом понимании этого термина. Казачество в целом присутствовало во всех четырех сословиях: казачья старшина, приравненная Императорам Павлом I к российскому дворянству, была частью благородного сословия (т.е. атаман граф Платов был и казаком, и дворянином); священники и церковнослужители, оставаясь казаками, были частью духовного сословия и жили именно по правилам и узаконениям духовного сословия; незначительная часть казаков относилась к третьему сословию — торговые казаки; по своему основному месту проживания и хозяйствования казаки в своей основной массе были сельским сословием.
Соответственно, все действующие в Империи законы в той или иной степени касались всего казачества, что отражалось и в делопроизводстве, конечно, с некоторыми особенностями и отступлениями. В целом же дворянин-казак и казак-священник законодательно и в делопроизводстве не имел отличий от любого другого дворянина и священника в Российской Империи. А значит, и никаких особенностей в изучении истории и родословия казачьих дворян, священников, купцов просто не существует. Разве что, в Области Войска Донского не вели дворянскую родословную книгу, но все делопроизводство ничем не отличалось от делопроизводств в других губерниях. Никаких особенностей не имело делопроизводство Донской духовной консистории. Казаки же других войск и вовсе свое дворянство и духовные потребностиимели такое же, как и все жители губерний и областей, на территории которой располагались их казачьи войска.
Основы поиска вольного сословия
Основной, или первичный, генеалогический источник генеалогии казаков — все те же классические метрические книги. Найти их можно в региональных архивах, РГВИА (за 1830−1880-е годы) и ЦГИА СПб (за 1880−1914 годы).
Основная часть всех казаков второй половины XIX-начала XX века были православными в рамках официальной Православной Церкви. Однако надо помнить, что на Дон и Яик с последней четверти XVII века потянулись противники никоновских реформ.
Кроме того, в составе Войска Донского служили калмыки-буддисты, в составе Забайкальского казачьего войска — и буряты-буддисты, и тунгусы-шаманисты. В Оренбургском казачьем войске казаки-башкиры исповедовали ислам. Небольшой инославный элемент присутствовал в Терском казачьем войске.
А вот со вторым по популярности источником — ревизскими сказками — у казаков дело обстоит никак, или почти никак. Проводить ревизии населения, не обложенного подушным окладом, просто не было необходимости. Некоторые исключения по части проведения ревизий мы встречаем на Кубани и в Забайкалье.
В Черноморском казачьем войске из-за не полностью разрешенного его статуса, а также значительного в его составе крестьянского элемента были проведены ревизии в 1811, 1812, 1816 и 1835 годах в станицах Кавказского линейного казачьего войска. В Забайкальской области ревизия 1858 года была проведена для уточнения численности учрежденного в 1851 году Забайкальского казачьего войска.
За XVIII век сохранилось немало разнообразных списков, присяг и прочих перечневых документов. Особой полнотой отличаются списки казаков к переселению. Кроме того, полезным источником могут оказаться материалы Первой Всероссийской переписи населения 1897 года.
Мы уже упомянули об отсутствии каких-то особых различий источниковой базы для изучения генеалогии священников, дворян и чиновников из казаков. Документы казаков-офицеров составлялись так же как и на всех прочих, и хранятся они в том же Российском военно-историческом архиве, как в общих фондах, так и специально казачьих, с обычным набором военных документов: формулярные списки, списки нижних чинов, приказы по личному составу. Дополнением в военной части может быть только наличие в региональных архивах фондов войсковых правлений (Кубанского в краснодарском архиве, Терского во владикавказском и т. д.).
Отдельные отличительные черты в изучении привилегированной части казачества, по сути своей, — не более, чем региональные особенности. Документы на казаков-чиновников можно найти в Российском государственном историческом архиве. Документы на священников (клировые ведомости и пр.) хранятся обычным порядком в региональных архивах.
В последние десятилетия появилось немало литературы по генеалогии разных казачьих войск. По объему и серьезности материала лидирует литература о донском казачестве (одна серия С. В. Корягина «Генеалогия и семейная история донского казачества» на сегодня имеет 136 выпусков!).
Желаем удачи в поисках!
Больше информации о том, как самостоятельно провести генеалогическое исследование — читайте в телеграм-канале «История тебя».
Заполните анкету
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ СВЕТЛИЦА (SVETLICA)
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР ЭЛ № ФС77-85755
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР) 22.08.2023 0+
ЛЮБОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РЕДАКЦИИ ВОСПРЕЩАЕТСЯ