Второй рассказ, который нас ждал, был от двух студенток пятого курса Валерии Поповой и Александры Вороновой:
«В Ферапонтово мы уезжаем на три недели. Раньше студенты жили где придется, иногда даже в сарае приходилось ночевать. Но сейчас нам выделяют домик и мы всей группой там живем. Все материалы мы заготавливаем дома, чтобы потом на это не тратить время. На месте готовим только колер, который раз состоит из перетертого пигмента и связующего вещества из пива или вина и яйца. На кафедре нас учат делать мозаики, фрески по старинным технологиям. Колера для фресок мы мешали самостоятельно на яйце и вине, все пигменты натуральные. Нас учат истокам и это самое интересное. Например для иконы используется только белок, а для фрески и белок и желток, потому что белок со временем высветляется. Самое сложное это попасть с цветом. Внутри мешать краски нельзя, поэтому приходится с маленькими выкрасками постоянно бегать внутрь монастыря, сравнивать. А за день свет меняется, все смотрится по другому. Также можно заметить, что в определенной местности колорит мастера совпадает с местностью. Ты смотришь на фреску, смотришь на пейзаж вокруг и понимаешь что это ОНО. Так что работа очень трудоемкая, но с точки зрения погружения в историю, фреску и икону это прекрасная практика. Не могли отказывать себе и в отдыхе. Мы купались в озере, ходили в баню, разжигали вечерний костер, пели под гитару. Потом уже возвращались туда зимой самостоятельно, это место затягивает».
Времена и поколения меняются, а копирование росписей Собора Рождества Богородицы все еще требует от студентов не только технического мастерства, но и глубокого понимания средневековой традиции. Работая в холодном, наполненном особым светом храме, они осваиваются секреты построения композиции, тончайшие нюансы колорита, принципы работы с ограниченной палитрой натуральных пигментов. Эта практика — не просто дань традиции, а живой диалог с прошлым, необходимый для развития современного монументального искусства.